Рейтинг самых необычных номинаций за всю историю кинопремии

До церемонии вручения наград кинопремии «Оскар» остается совсем немного. За почти век существования «Оскара» публика и кинодеятели неоднократно убеждались в том, что угадать выбор академиков почти невозможно, а их симпатии порой вызывают оторопь. Wonderful Woman выбрала десять самых странных номинаций на «Оскар». Хотя их, конечно, куда больше.

10 место. «Лучший фильм» — «Прочь»

Странность номинации этого фильма сугубо положительная: «Прочь», вышедший на экраны в прошлом году, действительно удивительное кино. Дебютант в режиссуре Джордан Пил перенес на экран придуманную им историю про хорошего парня, который приезжает знакомиться с родителями своей девушки и оказывается в совершенно кошмарной ситуации. Дальше пересказывать не будем, чтобы сохранить интригу, но это, как говорится, надо видеть. «Прочь» возник как черт из табакерки, из ниоткуда, стал большим событием и совершенно заслуженно. И если такое хорошее кино получит главную статуэтку, будет очень странно. Хотя одно объяснение этому все же есть — интерес Киноакадемии к расовым вопросам. Парень же в фильме — черный, его девушка и все ее окружение — белые.

9 место. «Лучший фильм» — «Король говорит»

Были в истории «Оскаров» номинации и более странные — о них вы прочтете в этой статье. Но включение крепкой, убедительной, но совершенно заурядной британской драмы «Король говорит» в число главных номинантов и последующая победа — это было неожиданное и несправедливое решение. Несправедливое, потому что за статуэтку с «Королем» бились «Черный лебедь», «Боец», «Начало», «Социальная сеть». Лучшая актерская работа Колина Ферта — еще куда ни шло, однако лучший фильм — это не про «Короля», определенно.

8 место. «Лучший фильм», «Лучший режиссер» — «Бэйб, четвероногий малыш»

Этот милейший фильм, к которому приложил руку — как сценарист — создатель классического «Безумного Макса» Джордж Миллер, стал прямо-таки фаворитом «Оскара» в 1997-м. Чем объяснить такое внимание академиков к «несерьезной» картине, мы не знаем. Тем не менее академики расчувствовались, прониклись и, как следствие, активно номинировали «Бэйба» — притом что конкурентами в тот год были «Подозрительные лица», «Семь», «Аполлон 13», «Храброе сердце». Кстати, статуэтку за лучший фильм в итоге забрал Мел Гибсон (которого Джордж Миллер и прославил в «Безумном Максе» в начале 80-х). Гибсон же победил и в номинации «Лучший режиссер». Чем вызвал волну удивления и даже негодования.

7 место. Стая собак, номинация «Лучший актер» — «Рин Тин Тин»

В мае 1929 года церемония вручения премий американской Киноакадемии прошла впервые. И первый блин чуть было не обернулся комом. Среди номинантов на лучшую мужскую роль оказалась собака. Точнее, целая стая овчарок, исполнявших главную роль в фильме «Рин Тин Тин». Впрочем, одной номинацией дело не обошлось — академики неожиданно отдали статуэтку именно собакам, признав их лучшим актером (!). Но быстро опомнились и забрали награду обратно, выбрав нового победителя, немецкого актера Эмиля Яннингса. Среди номинантов, кстати, был Чарли Чаплин. Интересно, как он отреагировал на овчарку-конкурента? Наверняка с юмором.

6 место. «Лучший монтаж» — «Чайка Джонатан Ливингстон»

Сняв душераздирающую мелодраму «Генералы песчаных карьеров», режиссер Холл Бартлетт решил, что достаточно разобрался в природе человеческих чувств и теперь можно смело замахнуться на внутренний мир птиц. У Бартлетта хватило смелости (или безумия) взяться за экранизацию книги, которую в принципе невозможно перенести на экран. Главный персонаж — изгой, который бросает вызов своему клану, покидает его и создает свой, лучший. И все это — чайки. В ленте Бартлетта мы видим птиц, которые делают то, что обычно — едят, летают, кричат. И больше ничего. 

Плюс голос за кадром. Фильм снят довольно топорно и далек от хоть какой-то удачи. Это касается и качества монтажа. Однако по странной случайности был номинирован на «Оскар». Как это могло случиться, неизвестно, но в любом случае на судьбе «Джонатана Ливингстона» это никак не сказалось — критики не оставили от «шедевра» живого места, а в прокате фильм с треском провалился.

5 место. Почетный «Оскар» — «Билл и Коу»

Еще один фильм с участием птиц (киноакадемики явно неровно дышат к животным). Впрочем, роли в этой картине достались не только пернатым — есть тут собаки и кошки. Звездами же фильма являются попугаи-неразлучники. Все вместе разыгрывают историю жизни одного городка, Чирпендейла, который начинает терроризировать злая ворона. Билл — попугай, он работает таксистом, и именно ему выпадет честь спасти Чирпендейл. Звучит довольно мило, но странно, особенно для 1948 года, когда лента вышла в прокат. Академики, похоже, эту странность оценили, поэтому и решили наградить «Билла и Коу» почетной статуэткой за «артистизм».

4 место. «Лучший анимационный короткометражный фильм» — «Твое лицо»

В 1988 году режиссер Билл Плимптон снял экспериментальную короткометражку, в которой действовал человек, просто сидящий в кресле. Персонаж смотрит в камеру и напевает песенку, при этом голова его меняется — разваливается на части, летает и так далее. Сам Плимптон не был уверен, что сделал что-то стоящее, что говорить о киноакадемиках. Тем, однако, фильм понравился, и они включили его в число номинантов. Что для психоделического артхауса очень даже достижение.

3 место. «Лучшая песня» — «Собачий мир»

Итальянский документальный фильм, положивший начало так называемой шок-журналистике, представляет собой компиляцию странных событий, традиций, развлечений по всему миру. Забой быков, массовое обжорство и кое-что еще, что лучше не пересказывать, — и все это под довольно симпатичную музыку. Картина действительно вызвала шок и огромный резонанс, и удивительно, что одна из звучащих там песен, в английском варианте More, была номинирована на «Оскар» и даже исполнена со сцены во время церемонии в 1963-м. Впоследствии More перепевали разные артисты, в том числе Фрэнк Синатра. Странность здесь не в номинации для конкретной песни, а в том, как она диссонирует с происходящим на экране.

2 место. «Лучший документальный полнометражный фильм» — «Напуганы, точно»

Эта откровенная лента, рассказывающая о малолетних преступниках, которых пытаются напугать зеки со стажем, сделана, что называется, на коленке, смотрится неубедительно. Однако картину и номинировали, и, более того, присудили ей в 1978 году награду. Видимо, за остросоциальность. Этот неожиданный успех дал возможность авторам ленты запустить одноименное телешоу, в котором подростков предостерегали от правонарушений и вообще не советовали вставать на скользкую дорожку криминала.

1 место. «Лучший анимационный короткометражный фильм» — «Отвергнутые»

В 2000 году создателю «Отвергнутых» Дону Херцфельду было 23 года и он сильно увлекался авангардом. Девятиминутная короткометражка, заинтересовавшая Киноакадемию, представляла собой набор коротких скетчей, нарисованных нарочито примитивно, в стиле «палка, палка, огуречик». В начале фильма Дон сообщал, что собрал вместе ролики, которые он делал как рекламные, но они были отвергнуты заказчиками. Это не так, конечно. Смотреть, как человечки дубасят друг друга, можно, но без детей. А увлеченность солидных академиков авангардными опусами делает им честь.