Душераздирающие семейные истории от Андрея Звягинцева, Бориса Хлебникова, Ксении Зуевой и других отечественных режиссеров

Все несчастные семьи несчастны по-своему – на эту тему в уходящем году высказалось рекордное число кинематографистов. Накануне выхода в российский прокат нашумевшего фильма молодого режиссера Ксении Зуевой «Близкие», чья международная премьера состоялась на Таллинском фестивале «Темные ночи», мы решили вспомнить лучшие социальные драмы 2017-го (спойлер: зрелище обещает быть очень непростым).

«НЕЛЮБОВЬ» АНДРЕЯ ЗВЯГИНЦЕВА

О чем: Супруги Женя и Борис мечтают развестись и начать новую жизнь, но пока этого не произошло, скрупулезно портят друг другу кровь. В пылу скандалов они совершенно забывают о 12-летнем сыне Алеше, который остро чувствует свою ненужность и не понимает, что делать. После очередного скандала Алеша уходит из дома. Родители бросаются на поиски – даже не столько самого мальчика, сколько причин собственного разрыва.

Зачем смотреть: «Нелюбовь» – пожалуй, самый тяжелый фильм Звягинцева. В частности благодаря чувству тотальной безысходности, которое плотно завладевает зрителем после просмотра. Но познакомиться с картиной все же стоит. Во-первых, потому что она эстетически совершенна, и во-вторых, потому что фильм был номинирован на Оскар 2018, а страна должна знать своих героев.

«ТЕСНОТА» КАНТЕМИРА БАЛАГОВА

О чем: В центре сюжета бедная еврейская семья, содержащая авторемонтную мастерскую в Нальчике. Дочь Илана помогает отцу по работе и отстаивает свое право на свободу, одеваясь в затасканные комбинезоны и встречаясь с парнем, который не нравится родителям. Однажды ее брат Давид уходит гулять в центр города и не возвращается – позже семья получит записку с номером телефона и узнает, что он похищен местными, которые ненавидят евреев. Пытаясь спасти брата, Илана пускается во все тяжкие.

Зачем смотреть: Ради виртуозно переданного на экране духа 90-ых, откровенного портрета российской окраины и бередящей душу игры петербурженки Дарьи Жовнер, которую без преувеличения называют самым ярким актерским дебютом года. Картина была показана в секции «Особый взгляд» на Каннском фестивале, где получила приз Международной конфедерации кинопрессы ФИПРЕССИ – особый взгляд.

«АРИТМИЯ» БОРИСА ХЛЕБНИКОВА

О чем: Еще одна лента, в центре которой стоит развод. На этот раз попросить о нем решается Катя, врач приемного отделения, которая устала от того, что ее супруг, врач скорой помощи Олег пропадает на работе и заливает стресс алкоголем. Олег поначалу не принимает капризы жены всерьез, а потом, как умеет, пытается исправить положение.

Зачем смотреть: Как точно подмечают все ведущие кинокритики страны, этот фильм нравится всем, за редким исключением. Возможно, секрет его успеха в очень узнаваемых героях и не менее узнаваемых проблемах. А может быть, все дело в блестящих актерских работах Александра Яценко и Ирины Горбачевой, которые уже окрестили лучшими в их карьерах.

«ЖГИ!» КИРИЛЛА ПЛЕТНЕВА

О чем: На первый взгляд режиссерский дебют актера Кирилла Плетнева (мы помним его по многочисленным сериалам про Великую Отечественную и ярким ролям второго плана в фильмах «Поп» и «Адмирал») благодаря изобилию гэгов тянет на крепкую комедию. Действие здесь происходит в женской колонии в далекой российской провинции, где служит надзирательницей Алевтина Романова или Ромашка, как ее прозвали друзья. У Ромашки есть секретный талант: она поет. Причем поет так, что позавидует любая оперная дива. Видео с ее караоке-выступлением попадает в интернет, собирает миллионы просмотров, и Ромашку зовут в Москву на главное песенное шоу страны. И вот тут страсти, наконец, накаляются – дело в том, что муж Ромашки категорически против ее поездки, и запрещает жене «вертеть задницей» на сцене. Пока Алевтина решает, как не довести дело до развода, на ее пути появляется единственный человек, который готов ей помочь – заключенная Мария Стар, которая и сама в прошлом была певицей.

Зачем смотреть: Ради превосходного актерского тандема – Инги Оболдиной в образе Ромашки, которая получила приз Кинотавра-2017 в номинации Лучшая женская роль, и Виктории Исаковой, сыгравшей заключенную.

«БЛИЗКИЕ» КСЕНИИ ЗУЕВОЙ

О чем: Сюжет «Близких» выстраивается вокруг семьи, члены которой давно перестали быть друг другу близки. Мать, репетитор по вокалу, стращает учеников и изводит строгостью собственную дочь – колючего подростка, которая отчаянно пытается похудеть. Отец, устав от постоянных скандалов, заводит любовницу, а бабушка пытается, как может, разрешить ситуацию, но лишь получает угрозы быть сданной в дом престарелых. В итоге она решает уйти из дома – умирать.

Зачем смотреть: Крепко отдающая звягинцевской «Нелюбовью» драма Ксении Зуевой тем не менее вполне самостоятельное произведение – сценарий фильма девушка написала, не имея понятия, над каким материалом работает ее старший коллега. Дебют получился мощным – его показали в конкурсной программе фестиваля «Темные ночи» в Таллине, Международного кинофестиваля в Каире и на Неделе российского кино в Лондоне, – и невероятно тяжелым. Но катарсис того стоит, поверьте.