Ко дню рождения самой неутомимой голливудской актрисы последних лет — хит-парад ее главных экранных побед, от «Древа жизни» до «Мисс Слоун»

Сегодня, 24 марта, день рождения у Джессики Честейн — актрисы, семь лет назад появившейся из ниоткуда и в кратчайшие сроки оказавшейся повсюду (включая все уважающие себя рейтинги главных артисток наших дней). Поздравляя дважды оскаровскую номинантку с 41-летием, Wonderful Woman выбирает ее лучшие роли.

«Древо жизни»

(The Tree of Life), 2011

Начав с театральных подмостков и телевидения, Честейн дебютировала в кино в 2008 году, а до признания дорвалась три года спустя, когда на экраны вышли сразу шесть картин с ее участием. Ну и, наверное, симптоматично, что первой из них стало именно «Древо жизни» — награжденный Золотой пальмовой ветвью Канн, номинированный на самый главный «Оскар» и лишний раз убедивший в величии Терренса Малика эпос о природе вещей, где не известная вообще никому Джессика сыграла не столько жену Брэда Питта, сколько божью благодать.

«Укрытие»

(Take Shelter), 2011

Возможно, самой впечатляющей из памятной полудюжины ролей Честейн оказалась та, где ей выпало разделить экран с Майклом Шенноном. Являющийся серийной музой режиссера Джеффа Николса актер сыграл строителя, которому снятся сны о скором апокалипсисе, а Джессика — его любящую, но тоже слегка съезжающую с катушек жену. Преимущественно их стараниями эта маленькая драма (триллер? хоррор?) о грани, разделяющей шизофрению и дар пророка, стала одним из лучших фильмов года.

«Прислуга»

(The Help), 2011

Одним из главных хитов года оказалась, в свою очередь, душещипательная драма о буднях черных служанок на американском Юге начала 1960-х (со всеми вытекающими) — не избежавшая критики за нарратив о «белом спасителе» (здесь это Эмма Стоун), но заработавшая свыше 200 миллионов долларов и четыре номинации на «Оскар». Одна из них увенчала невероятный год Джессики, в итоге уступившей Октавии Спенсер (которая сыграла ее служанку), но сделавшей все для того, чтобы ее не путали с Брайс Даллас Хауард (которая тут тоже есть).

«Цель номер один»

(Zero Dark Thirty), 2012

На вторую оскаровскую номинацию Честейн наиграла без промедления — став главным украшением образцового триллера о том, как искали и обезвреживали Усаму бен Ладена. «Цель номер один» вышла по горячим следам исторического триумфа Кэтрин Бигелоу (ставшей первой женщиной, награжденной режиссерским «Оскаром») и оказалась едва ли не лучше орденоносного «Повелителя бури» — несмотря на немилосердный хронометраж и женщину в роли, где все привыкли видеть мужчин.

«Исчезновение Элеанор Ригби»

(The Disappearance of Eleanor Rigby), 2013

Хватает в фильмографии Честейн и преступно недооцененных картин — вроде этой отчаянно красивой истории любви и утраты, рассказанной дебютировавшим в режиссуре экс-бойфрендом Джессики Недом Бенсоном. Существующий в трех равновеликих версиях («Он», «Она» и «Они») и козыряющий завидным актерским ансамблем (помимо играющих главные роли Честейн и Джеймса МакЭвоя, тут отметились Изабель Юппер, Виола Дэвис и Уильям Херт) фильм не отбил даже свой скромный 3-миллионный бюджет — что, конечно, непростительно.

«Самый жестокий год»

(A Most Violent Year), 2014

В свой беспрецедентный график «ни года без выдающейся роли» Честейн уложилась и в статусе состоявшейся звезды, в паузе между съемками в космических одиссеях Кристофера Нолана («Инстерстеллар») и сэра Ридли Скота («Марсианин»). Ее очередным — уже дежурным, но вновь сногсшибательным — триумфом стала драма Джей Си Чендора о супругах (Честейн и еще одно большое открытие текущей декады Оскар Айзек), постигающих азы ведения бизнеса на злющих даже по их меркам улицах Нью-Йорка начала 1980-х.

«Мисс Слоун»

(Miss Sloane), 2016

Наконец, не повторяйте ошибок заокеанских зрителей и не проходите мимо этого крепкого, в лучших традициях жанра, политического триллера Джона Мэддена (уже снимавшего Честейн в «Расплате», где она играла ни много ни мало молодую Хелен Миррен). Смело атаковавший священную — как минимум для избирателей Трампа — вторую поправку, лихо написанный и здорово сыгранный фильм заработал гроши, но, по крайней мере, принес Джессике номинацию на «Золотой глобус» — четвертую за пять лет и, готов поспорить, не последнюю.