10 главных побед российского проката в уходящем году — и еще 10 отличных новых фильмов, которые в России пока (или уже) не показали

А теперь о самом главном. С 1 января по 31 декабря 2017 года в российский прокат вышли сотни новых фильмов, среди которых были и очень интересные, и очень хорошие, и как минимум два безоговорочно великих. Кинокритик Wonderful Woman, как всегда, выбирает десятку лучших из них.

№10

«Патерсон»

Лучший с прошлого века фильм иконы американского инди Джима Джармуша — тихий бенефис окончательно превратившегося в большого актера Адама Драйвера в титульной роли добровольного раба собственных привычек, поэта-любителя и водителя автобуса из одноименного города в штате Нью-Джерси.

№9

«Малыш на драйве»

Самый оригинальный блокбастер года — где-то мелодрама, местами боевик, а в основном jukebox-мюзикл о работающем на криминального авторитета (еще не потерявший карьеру Кевин Спейси) водителе-виртуозе (Энсел Элгорт). Поданная Эдгаром Райтом заявка на лавры нового Тарантино — самая веская на моей памяти.

№8

«Манчестер у моря»

Один из самых душераздирающих фильмов этого и любого другого года — драма о боли и горе с успевшим наиграть на «Оскар», несмотря на обвинения в харассменте, Кейси Аффлеком в выдающейся роли маленького человека, пытающегося как-то жить, когда обстоятельства к этому совсем не располагают.

№7

«Тайна Коко»

Которая уж по счету победа аниматоров Pixar — вдохновленная мексиканским Днем мертвых фантазия на тему жизни и смерти, заставляющая детей восторженно разинуть рты, а их родителей — втихую вытирать слезы. Невероятно красивый и очень своевременный антидот эпохе Трампа и разжигаемой ею ненависти.

№6

«Затерянный город Z»

Режиссер «Любовников» и других компактных драм о буднях Брайтон-Бич Джеймс Грей решительно перебрался в джунгли Амазонии и окончательно доказал, что он великий режиссер. Элегантный эпос о вознамерившемся доказать существование древней цивилизации британском исследователе Перси Фосетте (Чарли Ханнэм).

№5

«Лунный свет»

Вероятно, самый неожиданный (но вполне при этом законный) обладатель «Оскара» лучшему фильму года в 90-летней истории церемонии — интимная и камерная, снятая за гроши и обошедшаяся без единого белого лица драма Барри Дженкинса о детстве, отрочестве и зрелости черного гея в современной Америке.

№4

«Прочь»

Еще один непредвиденный шедевр на злобу дня — заработавший 250 миллионов и всерьез претендующий на горсть «Оскаров» сатирический хоррор комика Джордана Пила, виртуозно скрестившего «Степфордских жен» с «Угадай, кто придет к обеду?», чтобы остроумно ответить на вопрос, что стало с расизмом.

№3

«Ветреная река»

Мощнейший (да, при живом Пиле) режиссерский дебют года — вдохновленный тысячами реальных историй и снятый во всамделишных снегах Вайоминга неовестерн Тейлора Шеридана с двумя Мстителями (Джереми Реннер и Элизабет Олсен), расследующими жестокое убийство в индейской резервации.

№2

«Дюнкерк»

Пожалуй, главное достижение в карьере лучшего коммерческого режиссера наших дней Кристофера Нолана — не столько рассказанная, сколько показанная в форме могучего триптиха (земля, вода, воздух) история Дюнкеркской эвакуации (она же — операция «Динамо», она же — один из ключевых эпизодов Второй мировой).

№1

«Ла-Ла Ленд»

Но даже в тяжелый год исправно попадавшего в цайтгайст кино не было картины лучше этой —изумительной эскапистской сказки о романе начинающей актрисы (награжденная «Оскаром» Эмма Стоун) и джазового пианиста (Райан Гослинг). Идеальный мюзикл Дэмьена Шазелла — instant classic без срока годности.

Ну а чтобы мало не показалось, вот еще десять фильмов, которые поспорили бы как минимум за место в Топ-10 — выйди они в 2017 году не только в заокеанский, но и в отечественный прокат:

«Женщины ХХ века» (20th Century Women)

«Леди Берд» (Lady Bird)

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri)

«Любовь — болезнь» (The Big Sick)

«Горе-творец» (The Disaster Artist)

«Большая игра» (Molly's Game)

«Детройт» (Detroit)

«Персональный покупатель» (Personal Shopper)

«История призрака» (A Ghost Story)

«Зови меня своим именем» (Call Me by Your Name)