Все о самых влиятельных женщинах в живописи и их выдающихся работах

Хрупкие силуэты творческих женщин часто теряются на фоне мужских фигур, несмотря на бытующий миф о равноправии. Как и гении литературы, такие как Джейн Остин и сестры Бронте, художницы, рожденные в конце девятнадцатого — начале двадцатого столетия, вынуждены были доказывать свои права и отстаивать интересы. Для того, чтобы получить образование в сфере изобразительных искусств, необходимо было как минимум родиться в обеспеченной семье, которая могла оплачивать услуги преподавателя. И все равно юные и талантливые ученицы (часто посредственных художников) вынуждены были выслушивать гнетущие опасения по поводу своей будущей неприкаянной судьбы и плыть против течения. Быть сильными вопреки обстоятельствам и железной хватке патриархального общества. Бороться с личными внутренними комплексами, непринятием семьей и даже любимыми мужчинами. Wonderful Woman собрала удивительные истории пяти художниц-импрессионисток, которые выбрали свой путь и доказали, как важно оставаться собой.

"Скрипачка", Берта Моризо
"У колыбели", Берта Моризо

1. БЕРТА МОРИЗО (1841-1895)

С именем молчаливой и задумчивой, сдержанной и независимой Моризо тесно связано имя Эдуарда Мане. История любви, которая разворачивалась на картинах, в свое время потрясла весь Париж, но сначала стоит рассказать о самой художнице. Первая женщина-импрессионист Берта Моризо родилась в Париже в семье известного мастера стиля рококо Фрагонара, который впоследствии познакомил свою внучатую племянницу с Камилем Коро. В двадцать Берта стала его ученицей и переняла стиль Барбизонской школы, к которой относился Коро. Ее картины отражали жизнь конца 19-го века и в основном быт, который ее окружал. В творчестве Моризо много сцен домашней жизни и портреты друзей, а также встречаются редкие городские ландшафты. К слову, именно пейзаж «Вид Парижа с холма Трокадеро» произвел особое впечатление на Мане, который выделил работу начинающей художницы среди известных имен. Спустя пару недель Берта была представлена известному мастеру, что стало триггером к началу безмолвного романа двух живописцев. Сначала Мане предложил ей позировать, а впоследствии принял в свой круг импрессионистов, вдохновлял на творческие поиски и продвигал в Салонах. Мане был женат, а Моризо не стремилась к браку, но спустя время обратила внимание на брата Эдуарда — Эжена. Именно за него она и вышла замуж, получив перед свадьбой прощальную картину Мане — букет фиалок, олицетворяющий прощание.

"Летний день", Берта Моризо
«Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь». (Берта Моризо об отношениях с братьями Мане)

Через 4 года после свадьбы у Берты и Эжена родилась дочь Жюли, которая стала лучшей моделью Моризо и открыла для нее новый смысл живописи: сиюминутное делать вечным. И все-таки Берта Моризо попала в список мастеров, которые оказали влияние на Эдуарда Мане и у которых он заимствовал мотивы. В 1872 году Берта написала женщину и девочку у забора, а в 1873 Мане повторит эту композицию в одном из своих шедевров. «Как же все-таки мастерски она умеет вписывать фигуру человека в пейзаж!»

2. Мэри Стивенсон Кэссетт (1844 — 1926)

Американская импрессионистка Мэри Кэссетт была близкой подругой Эдгара Дега и большую часть своей жизни прожила во Франции, продвигая в своем творчестве идею тесной связи матери и ребенка. Будущая художница родилась в богатой и интеллигентной семье американских банкиров: ее родители считали путешествия неотъемлемой частью образования, и к 10-ти годам Мэри успела побывать во всех европейских столицах. В 17 она решила стать художницей и, несмотря на негатив со стороны родителей, поступила в Пенсильванскую академию изящных искусств, а позже уехала во Францию. Отец, который начал всерьез сопротивляться выбранному ею ремеслу, стал оплачивать только ее основные жизненные потребности. Но благодаря приобретенному авторитету среди американских художников Кэссетт получила крупный заказ от Питтсбургского архиепископа на исполнение копий картин итальянских мастеров. Благодаря этому Мэри смогла оплатить свое возвращение в Париж, где и познакомилась с Писсарро, Дега, Бертой Моризо и братьями Мане. К слову, множество произведений Кэссетт исполнила подобно Дега — пастелью. Этот материал как нельзя лучше подходил для ре­шения задачи, которую ставила перед собой художница, изображавшая женщин с детьми, детские игры, писавшая женские портреты. Нежная бархатистость кожи, влажный блеск глаз, мягкие складки материи, приглушенный тон шел­ка, трепетность световоздушной среды прекрасно переданы в произведениях художницы. Вдохновляясь своими друзьями, а также японскими живописцами, Кэссетт стала главным импрессионистом Америки. Ей подражали молодые художники, с ней советовались крупнейшие коллекционеры, и в настоящее время американцы считают Мэри Кэссетт своим национальным художником. Ее произведения — соб­ственность музеев в Бостоне и Ворчестере, Люксембургского музея в Париже, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Мо­скве и многих других музеев и частных коллекций.

"Женщина с жемчужным ожерельем в ложе", Мэри Стивенсон Кэссетт (ФОТО: East News)
"Чашка чая", Мэри Стивенсон Кэссетт (ФОТО: East News)

3. Мари Бракемон (1840 — 1916)

Судьба художницы Мари Бракемон — это история сильнейшего противоборства между талантливой женщиной и ревнующим к ее успехам мужем. Она родилась недалеко от Парижа и с детства посещала уроки художника-реставратора, который впоследствии представил юную пейзажистку Энгру, признанному лидеру академического рисунка. Маэстро помог будущей звезде определиться со стилем и отточить мастерство, после чего юная Мари приняла участие в выставке и получила заказ от супруги Наполеона III — императрицы Евгении. Это помогло художнице попасть в ряды самых успешных импрессионистов того времени и свело с будущим мужем — гравером Феликсом Бракемоном. В те времена творчество Мари плавно трансформировалось из академической живописи в серьезный, фундаментальный импрессионизм. Пара поженилась спустя два года после знакомства, и у них родился сын. Из-за проблем со здоровьем мальчика семья переехала в пригород Парижа — Севр. Смена локации сильнейшим образом повлияла на творчество Бракемон: в ее картинах начали появляться натюрморты, портреты и плэнеры в светлых тонах, так напоминающие полотна Моне и Ренуара. На одном из Салонов Мари представила 11 картин, после чего один критик назвал Бракемон одной из главных леди импрессионизма наравне с Кэссетт и Моризо. Но, как только имя жены возымело популярность в широких кругах, Феликс начал запрещать Мари заниматься искусством. Он критиковал работы супруги, высмеивая ее технику и возбраняя встречаться с друзьями-импрессионистами. К 1890 году мадам Бракемон забросила живопись и посвятила себя разрисовкам мунуфактур.

"Пьер и его тетя Луиза в саду", Мари Бракемон
"Полуденное чаепитие", Мари Бракемон (ФОТО: East News)

4. Анна Анкер (1859 — 1935)

Датская художница — известный мастер жанровой живописи, которую сейчас можно было бы окрестить как «хюгге»-импрессионизм. Она предпочитала изображать жизнь ее родного приморского Скагена, создавая работы на «теплые», домашние темы: дом, рыбаки, женщины, занимающиеся шитьем, приготовлением пищи и детьми. Кстати, ее считают первой среди датских импрессионистов, ведь Анна Анкер, как никто другой, уделяла большое внимание свету, воздуху и игре теней. Юная девушка обучалась в школе живописи в Ютландии, а позже в Париже, где ей удалось найти свой собственный стиль. Вернувшись в Данию, Анна вышла замуж за художника Михаэля Анкера (видную фигуру художественного сообщества Скагена) и продолжила свое развитие в ключе импрессионизма, уделяя большое внимание религиозной и бытовой тематикам. В 1904 году Анна Анкер получила медаль Эскерберга, а позже представляла датское искусство за границей. А в 1997 году супруги Анкер появились на банкноте 1000 датских крон, что увековечило ценность семейства в истории датской живописи.

"Жена рыбака за шитьём", Анна Анкер
"Девушка на кухне", Анна Анкер

5. Доротея Шарп (1874 — 1955)

Британская художница, известная своими пейзажами и эмоциональными картинами детей, стала одной из самых влиятельных женщин в мире искусства и совершила переворот в английской живописи. Будущая звезда импрессионизма родилась в Англии и, благодаря наследству от дяди, смогла обеспечить себе достойное художественное образование. Свое обучение Доротея начала в художественной школе CE Johnson в Ричмонде, графстве Суррей, а затем отправилась в Париж, где впервые столкнулась с работами импрессиониста Клода Моне, что буквально перевернуло ее представления о живописи. Все последующие работы Доротеи будут созданы в этом стиле. В 1903 году Доротея стала ассоциированным членом общества женщин-художниц, а впоследствии на протяжении четырех лет занимала пост его президента, что стало нонсенсом для Англии начала двадцатого столетия. К слову, уже после назначения на должность Доротея выставлялась в Королевской академии, а в 1933 году стала первой женщиной, которая провела свою персональную выставку. Стоит отметить, что именно мисс Шарп способствовала тому, что женщины-художники получили свое законное место в мире искусств и смогли заниматься своим продвижением.

"Дети играют у ручья", Доротея Шарп
"Мать и ребенок", Доротея Шарп
Источник : ELLE.RU