Самооценка формируется в раннем детстве. Можем ли мы как-то повлиять на нее сейчас, по прошествии стольких лет? Психолог Юлия Панфилова приводит несколько доступных и эффективных упражнений для укрепления самооценки.

«Я всю жизнь пытаюсь добежать до недостижимого горизонта», — рассказывает моя клиентка, 28-летняя Татьяна. У нее ухоженная внешность, спортивная фигура, стильная одежда, университетский красный диплом и хорошая работа. Но при этом нет ощущения, что она чего-либо достигла в жизни, как будто ее опыт и достижения не имеют никакой ценности. Она несчастлива в отношениях с мужчинами, но чувствует себя бессильной что-либо изменить.

«Родители требовали, чтоб я соответствовала идеалу, но у меня ничего не получалось, — продолжает Татьяна. — Я старалась изо всех сил, чтоб не разочаровать их, но даже если я все делала, как они говорили, все равно я где-то не дотягивала, что-то упускала, мне указывали на недостатки… А мне так хотелось услышать похвалу!»

В результате заниженная самооценка — постоянный спутник Татьяны. Взрослая и успешная женщина чувствует себя в жизни неуверенно и неустойчиво.

Нашу самооценку создают родители

Первый источник самооценки — безусловная любовь матери или отца, того, кто становится для нас главной фигурой в детстве. Мы хороши в глазах этого старшего человека безотносительно наших заслуг или достижений, просто потому, что мы — это мы.

Второй источник — реакция старших на наши достижения. Ребенок показывает свой рисунок, читает выученный наизусть стишок, приносит первые отметки из школы — и в ответ слышит похвалу, одобрительные возгласы или просто встречает восхищенный взгляд мамы, папы и других взрослых. При этом он наполняется ощущением самоценности и самоуважения.

Моя неповторимость 

У каждого из нас есть свой набор личностных качеств, индивидуальный опыт, знания. Каждый воспринимает мир своим, особенным способом. Все это вместе создает уникальный образец поведения, нашу неповторимую личность.

Чтобы заметить свою неповторимость и порадоваться ей, вспомните и запишите все, что вам в себе нравится, начиная от черт внешности (серые или карие глаза, высокий рост или, наоборот, миниатюрность) и продолжая чертами характера («я хорошо отношусь к людям» или «я много читаю»).

Если вы подумали о чем-то, что вам в себе не по вкусу, просто не записывайте это. Сосредоточьтесь только на том, что вы считаете хорошим. Регулярно пополняйте свой список, открывая в себе новые положительные свойства.

Что же произошло с моей клиенткой Татьяной? В детстве родители — вполне вероятно, из лучших побуждений — не разрешали ей «хвастаться», боялись перехвалить, подталкивали к новым достижениям, но словно бы не замечали того, что уже получилось. И ей не удавалось почувствовать, что старшие ценят ее достижения, гордятся ею. Татьяне казалось, что она лишь разочаровывает своих родителей. И вот парадокс — став старше, она и сама начала относиться к тому, что она делает, точно так же, как в детстве к этому относились ее родители: никакие успехи не приносят ей радости.

Что чувствует человек с заниженной или хрупкой самооценкой?

В первую очередь — обиду, боль за то, что он не получил поддержки от тех, от кого она ему была особенно нужна. Во-вторых, страх, что его еще больше ранят. Человеку с крайне заниженной самооценкой не хочется вылезать из своей «раковины». Ему кажется, что другие могут еще больше задеть его, он уходит от общения и погружается в себя. В-третьих — злость на себя за то, что он не может достичь чего-либо, а даже достигнув, не получает от этого внутреннего вознаграждения и не чувствует, что действительно чего-то добился.

Следствие таких переживаний — ощущение бессилия и неудовлетворенность, депрессия и нервные срывы. К счастью, выход есть — самооценку можно повысить.

Как научиться ценить себя

Если наша самооценка зависит от того, как относились к нам родители, то что мы можем сделать сегодня, когда мы уже не дети? Вряд ли есть смысл что-то требовать от родителей. Зато мы в состоянии понять, что именно было когда-то нами недополучено, и можем стать «хорошим родителем» сами для себя.

10-балльная шкала 

Это отличный инструмент для наблюдения за своим состоянием при работе над самооценкой. Начертите на бумаге вертикальную шкалу, где нижняя точка — 0, а верхняя — 10. Перед выполнением каждого упражнения прислушайтесь к своему состоянию: на сколько баллов вы себя ощущаете? Отметьте свое состояние точкой или галочкой напротив соответствующей отметки на шкале. Выполнив одну из предложенных практик, оцените свое состояние вновь и поставьте новую отметку.

С помощью такой шкалы можно понять, какая из практик оказалось для вас наиболее эффективным способом повышения самооценки. Фиксируйте изменения в отношении к себе при помощи шкалы и другими способами: например, ведя дневниковые записи. Хвалите себя как можно больше. Через какое-то время — через две недели, месяц или два — вы увидите, что ваша самооценка меняется, а также почувствуете перемены в общении с другими людьми.

«Мне стало легче разговаривать с другими людьми, приятнее рассказывать о себе и интересней узнавать что-то о них, — рассказывала Татьяна спустя три месяца после того, как она начала вести свой «Дневник самооценки», — и я заметила, что сейчас, когда мужчина делает мне комплимент, я просто благодарю и радуюсь, и к этой радости больше не примешивается никакой неловкости, как бывало прежде».

Когда мы меняем свой взгляд на самих себя, одновременно мы начинаем по-другому видеть окружающее. Так что приготовьтесь: после того, как вы начнете применять практики повышения самооценки, многое вокруг вас изменится к лучшему.

Я предлагаю на выбор три практики — как я предложила Татьяне и другим своим клиентам, — и вы можете попробовать их и выбрать ту, которая вам больше понравится, либо использовать все три.

1. Награда.Чтобы вернуть позитивное отношение к себе и своим достижениям, можно обратиться к схеме «действие–результат–награда». Лучше начинать с самых простых вещей: сделал важный звонок по работе или договорился о чем-либо — похвалил себя или поощрил. Наградой может быть что угодно, начиная от вкусной конфеты и заканчивая просмотром интересного фильма.

Главное — поощрить себя, чтобы почувствовать радость и гордость за достижение. Важно регулярно, несколько раз в день хвалить и награждать себя за поступки и выполненные дела. Это как заново чему-то учиться: ребенок не за один день формирует самооценку или начинает ходить, поэтому не стоит ожидать фантастического изменения самооценки за несколько дней. А вот месяц-другой такой практики приносит заметные изменения в самоощущении.

2. Медитация.Раз в день делайте следующую медитацию: сядьте на стул, положите руки на колени, расслабьтесь и почувствуйте, как ваши ноги упираются в пол. Представьте, что в голове у вас находятся все те знания, которые вы накопили за время обучения, все прочитанные книги, все дипломы и сертификаты.

В левую руку «положите» всех тех, кто вас поддерживает, — это могут быть как реальные близкие и друзья, так и авторитетные для вас люди: мастера, писатели, ученые. В правую руку «соберите» все то, что вы умеете хорошо делать, возможно, даже лучше других. Прочувствуйте, как вас наполняет удовольствие от всего, чем вы владеете, от ваших знаний и умений, и уверенность от поддержки тех, кого вы цените и уважаете.

Поддерживайте это ощущение в течение нескольких минут. Если вам захочется соединить руки или приложить их к сердцу, сделайте это. Затем можно потянуться и идти дальше заниматься своими делами.

Мои достижения 

Это дополнительное упражнение, которое можно назвать «Собери свою самооценку». Оно заключается в том, чтобы собрать все свои достижения, как маленькие кусочки паззла, в одну большую красивую картину.

3. Обратная связь. В течение недели собирайте обратную связь от друзей и близких людей о том, что в вас замечательного. Для этого просто задайте им вопрос: «Что тебе во мне нравится?»

Что касается практики обратной связи, то она часто вызывает вопросы и даже опасения: «А вдруг надо мной будут смеяться?»

Я расскажу о своем личном опыте. Мне было интересно увидеть, как будут реагировать на этот вопрос друзья, и понаблюдать за своими чувствами, за тем, как их слова повлияют на мою собственную самооценку. Я опросила пять человек. Никто из них не посмеялся и не покрутил пальцем у виска, все пятеро были рады рассказать мне о моих достоинствах.

Например, им нравится, что я не перестаю учиться, что я пунктуальна и редко опаздываю, что я естественна в общении, что я умею смягчать конфликтные ситуации, что у меня интересное хобби (я занимаюсь гимнастикой на воздушных полотнах и даже недавно повесила их у себя дома).

Мне было очень приятно выслушать все комплименты! Еще одно наблюдение: после того как кто-то рассказывал мне о том, что ему во мне нравится, возрастала моя симпатия к этому человеку. Так что эта практика для повышения самооценки имеет приятный побочный эффект — она улучшает отношения с другими.

После общения с каждым из собеседников на тему моих достоинств я чувствовала прилив энергии, моя самооценка выросла как минимум пункта на три по десятибалльной шкале, и сразу захотелось куда-то бежать и что-то делать.

Об авторе

Юлия Панфилова — психолог, специалист по эмоционально-образной терапии.

Источник : PSYCHOLOGIES.ru