Пока все отходят от шока после просмотра провокационного фильма «Служанка» южнокорейского режиссера Пак Чхан Ука, Wonderful Woman решила сделать обзор культовых азиатских создателей кино, чтобы лучше понимать историю вопроса

Пан Чхан Ук

Кадр из фильма «Служанка»

Начнем с «виновника торжества» — Пан Чхан Ука. Выпускник католического университета и обладатель ученой степени по философии, он и не думал быть режиссером до тех пор, пока не посмотрел фильм Альфреда Хичкока «Головокружение». Картина поразила его — так, что мечтать о чем-то ином, кроме как снимать кино, он больше не мог.

Мировую славу ему принесли фильмы, вошедшие в так называемую «Трилогию мести». Самый известный из них — «Олдбой», которому стоя аплодировал Квентин Тарантино. Ему не хватило всего пары голосов на 57-ом Каннском кинофестивале, чтобы завоевать «Золотую пальмовую ветвь». Интересно, что в 2013 году был даже выпущен американский ремейк фильма, снятый режиссером Спайком Ли, — положительных отзывов он получил значительно меньше, но на то это и ремейк.

Последующие картины (мистический триллер про вампиров «Жажда» и кровавый детектив «Порочные игры», где сыграла Миа Васиковски) закрепили за Пан Чхан Уком славу и успех, однако титул культового режиссера можно вручить ему как раз после недавно вышедшей «Служанки». Именно здесь чувствуется рука опытного мастера, который точно знает свои сильные стороны и ловко использует их, даря зрителю странное, ни с чем не сравнимое наслаждение, которое подарить может только он. Безупречный визуальный ряд, парадоксальный сюжет, откровенные сцены (порой даже слишком откровенные) и, конечно, жестокость, много жестокости.

Акира Куросава

Кадр из фильма «Ран»

Если Пан Чхан Ука стоит смотреть тем, кто любит остросюжетное кино, то фильмы Акиры Куросавы понравятся всем поклонникам неспешных, глубоких и медиативных фильмов. Классик японского кино, самый влиятельный азиатский режиссер — за пятьдесят семь лет в профессии он снял более тридцати фильмов, большинство из которых становились событием не только в Японии, но и во всем мире.

Интересно, что Акира Куросава особенно сильно тяготел к русской культуре: он снял множество фильмов по мотивам произведений наших классиков. Так, он экранизировал роман Федора Достоевского «Идиот», пьесу Максима Горького «На дне», повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». А в 1975 году на экраны вышел фильм «Дерсу Узала» о путешествиях русского ученого Владимира Арсеньева, где одну из главных ролей сыграл молодой Юрий Соломин.

Но все же современному зрителю не так просто «засесть» за фильмы Куросавы. Чтобы получить наслаждение от них, нужно совершенно отвлечься от бешеного ритма жизни и полностью освободить дождливый вечер от дел и забот. Для начала можно посмотреть что-нибудь, снятое в цвете, например, фильм «Ран», созданный по мотивам шекспировского «Короля Лира». И не забудьте налить себе чашку крепкого зеленого чая.

Энг Ли

Кадр из фильма «Вожделение»

Немногие задумывались над тем, что такие знаменитые фильмы, как «Жизнь Пи», «Горбатая гора», «Халк», «Разум и чувства» (1995 года) снял режиссер не из Америки или Европы, а из Азии. Самый «западный» режиссер восточного происхождения, Энг Ли родился в Тайване и только после своего двадцатилетия переехал жить в США.

Несмотря на то, что кинематографическое образование он получил в Америке, громким успехом режиссер во многом обязан своим азиатским корням. Картины, которые сегодня принято считать украшением его фильмографии, посвящены истории и культуре Китая. Всем, кто тонко чувствует цвет и обожает выверенные кадры, а также кто неравнодушен к боевым искусствам, стоит посмотреть картину «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». А тем, кто любит эротические детективы с историческим антуражем, нужно обязательно обратить внимание на фильм с провокационным названием «Вожделение».

В пользу того, что творчество Энга Ли действительно заслуживает интереса, говорит хотя бы количество его наград: три «Оскара», два «Золотых льва» и два «Золотых глобуса».

Такеши Китано

Кадр из фильма «Куклы»

Такеши Китано — живой классик современного японского кино. За свою жизнь он успел поработать кем только можно, начиная от лифтера в стриптиз-клубе и заканчивая комиком на телевидении. Многие полагают, что одно время будущий режиссер даже сотрудничал с организованной преступностью — в качестве довода приводится то, что фильмы Такеши Китано о якудзе слишком реалистичны.

Правда относительно этого факта биографии не установлена, однако то, что «японские гангстеры» стали главной темой фильмов Такеши Китано — факт. При этом не стоит думать, что смысл картин сводится только к тому, что плохие парни стреляют в хороших, и наоборот. Нет, в отличие от современных сериалов о преступниках, Китано в своих лентах решает «вечные» вопросы — о любви и долге, справедливости и мести, добре и зле.

Если даже под таким «соусом» перестрелки вас не могут заинтересовать, стоит обратить внимание на фильм «Куклы», где в форме притчи рассказывается о трех различных историях любви. Безусловно, с визуальной точки зрения, это лучший фильм Китано. Что касается поздних работ режиссера, то стоит выделить картину «Ахиллес и черепаха», где он очень иронично рассуждает об «актуальном» искусстве, показывая, как нелепы бывают современные художники.

Вонг Кар-Вай

Кадр из фильма «2046»

Гонконгский режиссер хорош тем, что его фильмы нравятся как поклонникам арт-хауса, так и ценителям отличного жанрового кино. В фильмотеке Кар-Вая есть картины на любой вкус: гангстерские боевики с перестрелками и погонями («Пока не высохнут слезы», «Падшие ангелы»), мелодрамы («Любовное настроение», «2046», «Мои черничные ночи» — с Джудом Лоу и Натали Портман), псевдоисторические фильмы о восточных единоборствах («Прах времен», «Великий мастер») — есть даже драма о любви двух гомосексуалистов (фильм «Счастливы вместе», кстати, вышел значительно раньше нашумевшей «Горбатой горы» Энга Ли).

Однако сколь ни были бы различны жанры, в которых работает Кар-Вай, героям его фильмов всегда присуще пронзительное чувство одиночества, с которым каждый из них справляется по-своему. Другой особенностью его работ является то, что он всегда выбирает прекрасных операторов (и это видно по безупречному визуальному ряду фильмов) и музыкальных композиторов. Интересен и его метод работы, как режиссера: у него никогда нет четко продуманного сценария, так что учтите, что за сюжетом надо следить во все глаза. Часто повествование «скачет» с места на место, и под конец можно совсем запутаться, кого главный герой любит, а кого, напротив, не может терпеть.

Мастерство Кар-Вая признал и модный мир: рекламные ролики у режиссера в разное время заказывали такие бренды, как Dior, Lacoste и Lancôme.

Чжан Имоу

Кадр из фильма «Дом летающих кинжалов»

Культовый режиссер — понятие относительное, однако к Чжан Имоу оно применимо абсолютно. Он всегда знал, что хочет заниматься кино: чтобы заработать на первую камеру в 18 лет он сдавал кровь в качестве донора, и откладывал полученные деньги. А ради поступления в Пекинскую киноакадемию даже писал в Министерство культуры КНР, чтобы ему в особом порядке разрешили это сделать (дело в том, что к моменту появления академии Чжан Имоу было уже 27 лет, и он не проходил возрастной ценз).

Первый же его фильм — военная драма «Красный гаолян» — удостоился «Золотого льва» на Берлинском кинофестивале 1988 года. С тех пор удача не оставляет Чжан Имоу вот уже почти что тридцать лет: многие его картины с успехом показывались не только в Китае, но и по всему миру.

Творчество режиссера можно условно разделить на две части: в молодости Чжан Имоу был склонен снимать неспешные и философские картины («Поднимая красный фонарь», «Жить»), тогда как в зрелом он предпочел жанру арт-хаусной драмы — масштабные исторические ленты. Так что если настроения смотреть фестивальное кино нет, можете выбрать его эпические фильмы, поражающие эффектностью: «Дом летающих кинжалов», «Проклятие золотого цветка» или «Цветы войны».

Кстати, именно Чжан Имоу выступил режиссером церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Пекине.

Ким Ки-Дук

Кадр из фильма «Пустой дом»

Венеция, Канны, Берлин — этому южнокорейскому режиссеру удалось покорить все главные города на кинематографической карте мира. Мало, кто так обласкан любовью критиков, как Ким Ки-Дук. Вдвойне это интересно с учетом того, что его жизнь — настоящий пример творческого успеха «с нуля». Режиссер родился в селе в одной из северных провинций Южной Кореи, и впервые увидел кино только в 32 года: тогда он по-настоящему «заболел» идей стать режиссером, и уже через четыре года вышла его первая картина.

Ким Ки-Дук обладает парадоксальным талантом: он снимает фильмы столь же тонкие и пронзительные, сколь и жестокие. Натурализм в духе Ларса фон Триера соседствует в его лентах с безупречным визуальным рядом, свойственным многим азиатским режиссерам. Кроме того, Ким Ки-Дук относится к тем художникам, которые не терпят бессмысленного творчества. Часто он доходит почти до морализаторства.

Многие его фильмы нельзя советовать смотреть всем — однако есть ленты, которые стоит посмотреть каждому, кто хочет разбираться в современном кино, не только азиатском, но и мировом. Среди них: «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (красивая притча о буддистском монахе) и «Пустой дом» (удивительная история о силе и невозможности любви).

Впрочем, войдя во вкус, будет сложно остановиться — фильмы Ким Ки-Дука быстро «затягивают» зрителя в свой мир. Как и любое хорошее азиатское кино. Смотря его, испытываешь удовольствие от наблюдения за совершенно иной жизнью — с другой системой ценностей, другими традициями и другими героями.

Источник : ELLE.RU