Наталья Старостина выяснила, почему одни люди умеют от рождения управлять временем, а другим приходится учиться этому всю жизнь.

Моя давняя знакомая Марина — «хронометр» со стажем. По ней можно сверять часы. С детства встает без будильника, приходит на работу с королевской точностью, тратит на ланч «ровно 15 минут», на обед — «ровно 30», а на ужин — «ровно 27». Она без таймера варит спагетти и феттуччине до состояния al dente и точно знает, что от начала фильма прошло 50 минут. Рыжая, высокая, худощавая женщина с укоризной, разочарованием, досадой и нескрываемым презрением стучит указательным пальцем по циферблату любимых часов «Держава», стоит очередному поклоннику или деловому партнеру опоздать на встречу хотя бы на пару минут. Что и говорить, если, по ее собственному признанию, она может с точностью до секунды определить, сколько длился ее оргазм! Девушка шутит: лишись работы, она могла бы с легкостью заменить датчики, отмеряющие мировые рекорды на соревнованиях по легкой атлетике. «Точное время» течет у нее в крови. «Быть всегда на стреме» ее призывала бабушка-тезка, прошедшая Великую Отечественную войну в должности старшей радистки. Суровая наставница с детства приучила внучку к порядку. Подъем в 6.30, на прогулку с собакой — 20 минут, на завтрак — 30, на уборку — 60, столько же — на домашнюю работу. Больше времени ушло на выполнение заданий и рутину? Значит, меньше останется на любимое рисование, танцы и телефонные разговоры. Отбой — в 21.00. И точка. В детстве бабушкина строевая подготовка вызывала регулярные истерики и бунты. Сегодня Марина-младшая невероятно благодарна полученному опыту, который намерена применить и в воспитании собственных детей.

В противовес Марине 34-летний IT-директор Александр никогда никуда не торопится. Выговоры за опоздание, гневные sms-сообщения от «уставших ждать» женщин и отчаянные призывы диспетчера в аэропорту «срочно пройти на посадку» — это про него. Поучала жизнь Сашу не раз. Сорванные отпуска из-за опозданий на поезд, не реализованные вовремя проекты. Все это привело к тому, что Александр основал собственную IT-компанию с удаленным доступом работы для всех сотрудников, ежемесячными встречами коллектива в неформальной обстановке и отсутствием всякого контроля над временем. Что примечательно, как и в Маринином случае, чувство времени у него семейное. Хронически опаздывают, просыпают и не успевают отец и два старших брата предприимчивого айтишника.

«Чувство времени — это интуитивное восприятие движения времени, присущее каждому из нас с рождения (точно так же, как и восприятие пространства). Оно не имеет ничего общего со знанием — скорее, это телесное ощущение на уровне комфорта или дискомфорта. Мы чувствуем спокойствие, когда «времени достаточно», тревогу, когда «успеть нереально», раздражение, когда «тратим время зря», и готовность действовать, когда «уже пора». И только потом наш внутренний голос подсказывает нам, с чем связано это чувство, — рассказывает психолог, бизнес-тренер и генеральный директор компании «Viv Актив» Тренинг & Консалтинг Наталия Скуратовская. — В некоторых ситуациях чувство времени может давать сбой или вообще отключаться. От стресса, переутомления, горя или счастья срабатывает «защитный механизм», помогающий нам сосредоточиться на главном и отключиться от всего лишнего». Психолог сравнивает всех людей с «электронными» и «солнечными» часами. Первые практически безошибочно рассчитывают, сколько времени понадобится для того или иного дела. А те, кому такого таланта не досталось, определяют время приблизительно.

В основе индивидуальных биоритмов человека лежит работа наших внутренних органов, считают ученые. «Внутренние часы» — не что иное, как ритм нашего сердца, частота дыхания, цикличность смен сна и бодрствования и метаболизм. Последний факт подтверждает влияние различных медикаментов и энергетиков на наш организм и скорость обменных процессов. Так, алкоголь замедляет движение внутренних часов, а кофеин, наоборот, ускоряет. На часовые ритмы влияет и возраст. Мы становимся старше, и нам кажется, что года «летят» быстрее. Другие ученые полагают, человек отмеряет минуты шагами. Шаг отстукивается, ощущается мышцами и слухом, что дает ясное восприятие временного интервала.

Существует и куда более субъективное восприятие времени, которое может кардинально меняться изо дня в день. Эту теорию подтвердил научный эксперимент: несколько человек провели в изолированном помещении без часов несколько суток, где были заняты разными играми и делами. Периодически подопытным звонил эксперт и интересовался: «Сколько прошло времени?» Если занятия были активными и увлекательными, время «бежало» на четыре часа быстрее! А если рутинными и скучными, то внутренние часы отставали от реальных на сорок минут.

Известное разделение людей на «сов», «жаворонков» и «голубей», привязанное к индивидуальным суточным биоритмам, может здорово помочь в организации дел. Зная свои природные особенности, попытайтесь спланировать день в соответствии со «взлетами и падениями»: сложные дела отложите на период максимальной активности, а время энергетического спада посвятите рутинным задачам или отдыху. «Нередко люди по инерции загоняют себя в жесткие рамки, не задумываясь о том, что ежедневные дела можно спланировать иначе, — комментирует бизнес-тренер. — Впрочем, это не только индивидуальная проблема: традиционный график работы ориентирован на «жаворонков», поэтому немало сотрудников, приходя на работу к 9.00, вынуждены пару часов превозмогать себя, имитируя работу, чтобы потом на одном из пиков активности ехать в час пик домой».

«Человек-торопыга», «тормозной тип» и «отморозок» вовсе не оскорбления, а серьезные определения вполне нормальных людей. Результаты исследований психотерапевтов по изучению восприятия времени показали — каждый человек сводит с часами личные счеты, основы которых лежат в нашем темпераменте. Оказывается, люди делятся на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков прежде всего по тому, насколько точно они чувствуют реальное время. И уже отсюда вытекают все социальные последствия — коммуникабельность, работоспособность и страсть, присущие тому или иному темпераменту.

У холериков возбуждение в два раза преобладает над торможением, они устремлены вперед, и их субъективное время значительно опережает реальное. Чуть отстают от холериков «часы» сангвиников. Их безудержное стремление в будущее тормозит страх опоздать, а это уменьшает «завышенную» погрешность. Лучше всего ладят с настоящим меланхолики. Для них нет ни опережения, ни отставания времени, они как будто обездвижены и заморожены. Их часы стоят на месте, подчиняясь реальному ходу событий. Флегматики — единственные, чье субъективное ощущение времени сильно запаздывает. Про таких говорят, что времени у них «с избытком».

Спортивную классификацию людей на «спринтеров и стайеров» предлагает психолог Наталия Скуратовская. Такое деление связано с врожденными особенностями нервной системы человека. «Спринтеры» молниеносно включаются в задачу и способны, пока запал не иссяк, свернуть горы. (Вспоминаю подругу Марину и ее бабушку.) «Стайеры» приступают к делу постепенно и готовы заниматься им методично и последовательно тогда, когда все «спринтеры» уже «сошли с дистанции». (Это про айтишника Сашу.) «Естественно, что задачи, требующие быстрой реакции и «совершения подвигов», лучше удаются спринтерам, а то, что требует терпения и выносливости, — стайерам. Оказавшись не на своем месте, человек начинает испытывать дискомфорт из-за кажущейся неуспешности. Но спринтеры не виноваты в том, что им все быстро надоедает. Равно как и стайеры ничего не могут поделать с тем, что работа в авральном режиме выбивает их из колеи. Если так случилось, что темп работы не соответствует индивидуальным особенностям, можно попытаться скомпенсировать это несовпадение, приспособив свой стиль работы к задачам и ситуации», — советует эксперт. Так, «спринтеры» могут разбить «длинные» проекты на серию «рывков», между которыми позволят себе отдых, а «стайеры» — заблаговременно узнавать о намеченных делах и обеспечивать себе достаточный запас времени, чтобы сделать все не спеша.

Для того чтобы построить гармоничные отношения со временем, нужно прежде всего понять свои биологические особенности и не пытаться их переломить, а лишь «слегка подвести часы в нужную сторону». Наталия Скуратовская приводит в пример слова западного тренера: «Американцы изучают тайм-менеджмент, чтобы больше успевать, а русские — чтобы побыстрее все сделать».

Как и любая врожденная способность, чувство времени поддается дрессировке. «Если мы начинаем развивать его не в детстве, а в достаточно зрелом возрасте, прежде всего нам придется освободиться от привычек, нарушающих работу наших «внутренних часов», — объясняет генеральный директор компании «Viv Актив».

Для этого постарайтесь адекватно оценить, насколько велика погрешность. Здесь подойдет упражнение «Калибровка». Перед началом какого-либо дела скажите себе: «Я сделаю это за N минут» — и посмотрите на часы. А когда дело сделано, сравните реально потраченное время с тем, что запланировали. Если вы ошиблись более чем на 5 % (в любую сторону) — вам есть, над чем работать. Пятиминутная ошибка в расчете часового мероприятия будет стоит вам тысячу потраченных впустую часов в год! Не ставьте перед собой цель во что бы то ни стало угадать время с точностью до секунды и не считайте про себя каждое мгновение, а просто «на автомате» проделывайте этот трюк несколько раз в день. Уже через 3-4 дня погрешность сама собой неизбежно уменьшится, а вы наконец-то поймете, когда, почему и на что отвлекаетесь.

Всем начинающим «секундомерам» рыжая Марина из первой главы настоятельно рекомендует записывать каждое свое действие и грядущие планы на день с точностью до 15 минут и стараться придерживаться установленных границ. Психолог Скуратовская уверена: это упражнение — «хронометраж» — неизбежно вызовет внутреннее сопротивление у подавляющего большинства людей. Специалист советует попробовать отнестись к заданию, как к игре: обозначить дела, которые вы делаете чаще всего, символами/картинками, понятными только вам, а в конце дня подводить итог «потерянного» и «спасенного» времени. После 4–6 недель «хронометража» человек нарабатывает до 80 % точности своих часов.

Дотошная до организации и планов на будущее, я решаю испробовать предложенный метод на себе.

Итак. 8.00–9.15 — «стрелки будильника +15 минут на «сейчас-сейчас уже встаю», зубная щетка и капелька» (утренний подъем), 9.15–10.00 — «сковородка и вилка» (приготовить и не забыть съесть завтрак), 10.00–10.45 — «облачко и резиновый сапог» (прогулка с ребенком), 11.00–13.00 — «надкусанное яблоко Apple» и фамилия психолога (время поработать: запланированное интервью), 13.20 — «кастрюля и вилка», 14.00–15.15 — еще одно «надкусанное яблоко» и очередная фамилия. 18.00 — «Марс со стрелой и крыша дома» (муж вернулся домой). К вечеру мне удалось «спасти» 1 час 26 минут чистого времени, которые я потратила на «человека, отдаленно напоминающего Квентина Тарантино» (просмотр фильма). Все идет по плану, тютелька в тютельку, минута в минуту. Как вдруг... Предугадать, что «Марс со стрелой» явится домой раньше времени, к тому же уже сытым, заранее невозможно. А значит, на месте следующего за ним вечернего «сковородка и вилка» появляется «облачко и резиновый сапог». Однако если раньше это радовало, то теперь в буквальном смысле слова нарушает ход моего времени. Через три дня «условных обозначений» и настройки биоритмов моя записная книжка напоминает фрагмент наскальной живописи племени этрусков, а времени, увы, по-прежнему не хватает. Бизнес-тренер отмечает: «Большинство популярных методик управления временем рассчитаны на довольно определенный тип личности: упорядоченный, рациональный, аналитический, избегающий неожиданностей. Если это вам не близко, значит, нужны другие «рычаги управления» временем. Универсальных рецептов здесь нет — берите то, что удобно, отметая все лишнее».

Решаю сменить упражнение. Например, проделываю незамысловатый тренинг «успеть за 10 минут». Ставлю себе десятиминутный лимит на определенное задание и стараюсь во что бы то ни стало уложиться в отведенные рамки, ориентируясь только по внутренним часам. Отвлекаясь от намеченных дел, периодически пытаюсь угадать, сколько времени уже прошло, а потом проверяю, насколько верна догадка.

Один из самых популярных способов временной закалки — пытаться проснуться ровно в назначенное время без посторонней помощи. Для начала рассчитайте, сколько часов вам необходимо на сон, и выберите оптимальное время для засыпания. Перед сном «заведите» в своем подсознании виртуальный будильник: представьте в деталях цифры и стрелки, в течение 20 секунд проговорите вслух время подъема и «включайте часы». Мой вам совет: этот метод лучше испробовать в выходной день или попросить домочадцев вас подстраховать, а то есть вероятность остаться без работы.

«Развитое чувство времени дает немало выгод, которые сложно оценить, пока не попробуешь, — заключает Наталия Скуратовская. — Дела перестают накапливаться — потому что планируется их столько, сколько реально можно сделать; нарабатываются способы действий в ситуации цейтнота — за счет лучшего выделения приоритетов и преодоления неконструктивного перфекционизма; снижается угроза стресса из-за перегрузки и гнета невыполненных обязательств».

Утром по sms отправляю варианты упражнений герою статьи Саше и прошу написать его мнение «через 25 минут». Как и следовало ожидать, ответ приходит под вечер. Короткое «Hi!» и «говорящее» MMS-сообщение: улыбчивый айтишник и его красавица-жена Катя держатся за руки где-то на океанском побережье. Морской штиль, бананы-кокосы и надпись, выведенная на белоснежном песке: «Счастливые часов не наблюдают».